Задание №2
Дорогие друзья!
Предлагаем вашему вниманию задание второго тура нашего конкурса — написание эссе на одну из предложенных ниже тем по истории ИЛИ по обществознанию. Объем вашего эссе не должен превысить 7 (семь) страниц (формата А4) рукописного текста.
Темы эссе по истории:
Альтернативные модели развития социокцультурных процессов в русских княжествах и землях XII- начала XIII вв.
Время и личность: Иван Грозный — Андрей Курбский — митрополит Филипп.
Эпоха Николая I — время реакции или консервативная модернизация?
Великая Отечественная война в истории моей семьи.
Просим Вас обратить внимание на следующие критерии оценки эссе по истории:
Четкость постановки проблемы в рамках заявленной темы.
Эрудиция: знание и логическое изложение фактического материала, знакомство с именами известных историков (особо приветствуется знание основных положений концепций классиков исторической мысли).
Понимание отличия между источниками и историографическим материалом.
Понимание отличий между учебным, публицистическим, научно-популярным и научным текстами.
Умение вычленять причинно-следственные связи. Способность анализировать исторические знания.
Умение формулировать выводы и приводить конструктивные аргументу в их поддержку.
Проявление творческого и самостоятельного мышления.
Наличие навыков владения литературным языком. Стиль и форма изложения материала.
Темы эссе по обществознанию:
«Глобализация разобщает не меньше, чем объединяет» (З. Бауман)
Конфликт «отцов и детей» существовал всегда. Почему? Изменился ли его характер сегодня?
Что значит быть героем в наше время? Могут ли все члены общества быть героями?
«Мало-помалу телевидение, которое по идее является инструментом отображения реальности, превращается в инструмент создания реальности» (П. Бурдье)
Критерии оценки эссе по истории по обществознанию:
Эссе должно демонстрировать содержательно-теоретический уровень владения обществоведческой тематикой
Эссе должно отражать личное мнение автора по излагаемому вопросу (т.е. оценочные суждения — мнения, основанные на авторских убеждениях или взглядах)
Текст эссе должен быть сбалансирован. Если высказывается одна точка зрения, то желательно, чтобы в тексте присутствовала и была проанализирована и противоположная ей.
Содержание эссе должно быть продуманным, логически правильно выстроенным и структурированным (оно должно включать в себя введение, основную часть, заключение).
Необходимо указать источники информации, фактов, цифр, на которые ссылается автор эссе.
В эссе должно присутствовать творческое начало.
Структура эссе.
Эссе должно иметь следующую структуру:
Вступление (введение) — это отправная идея (проблема), связанная с конкретной темой. Введение определяет тему эссе и содержит определения основных встречающихся понятий.
Содержание (основная часть) — аргументированное изложение основных тезисов. Основная часть строится на основе аналитической работы, в том числе — на основе анализа фактов. Наиболее важные обществоведческие понятия, входящие в эссе, систематизируются, иллюстрируются примерами. Суждения, приведенные в эссе, должны быть доказательны. Доказательство — совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо положения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Структура любого доказательства включает в себя:
тезис — суждение, которое надо доказать;
аргументы — суждения, опирающиеся на категории, которые используются при доказательстве истинности тезиса;
вывод — суждение, логически вытекающее из приводимых автором аргументов.
Заключение — это окончательные выводы по теме, то к чему пришел автор в результате рассуждений. Заключение суммирует основные идеи. Заключение может быть представлено в виде суммы суждений, которые оставляют поле для дальнейшей дискуссии.
Критерии оценки эссе
умение оценить значимость (направленность) процесса общественных изменений;
умение в отдельном общественном явлении увидеть общие закономерности социального развития;
умение проиллюстрировать ход этого развития примерами из жизни;
глубина усвоения программного материала по обществознанию;
анализ и оценка информации;
логика построения суждений;
своеобразие привлеченного материала.
Внимание! Оргкомитет олимпиады обращает внимание участников на то, что предложенная тема должна быть раскрыта в обществоведческом аспекте.
Эссе, идеи которых заимствованы из интернет-источников или эссе, в которых присутствуют элементы плагиата, к рассмотрению и участию в конкурсе не принимаются.
Для тех, кто не отправил с 1- м заданием копию аттестата, вложите в конверт с выполненным заданием № 2 копию аттестата за 9- й класс (для выпускников 11 — х классов) или аттестат об окончании школы.
Отправьте письмо до 22 марта 2010 года (штамп отправки) с пометкой «Три шага до мечты» по адресу: 127994, ГСП — 4, Москва, К-6, ул. Тверская, 18 /1. Редакция газеты «Известия».
Позвоните по телефону «горячей линии» конкурса (095) 699-36-04 и узнайте свой регистрационный номер (укажите его на почтовом конверте).
На фото: Анатолий Торкунов
Ректор МГИМО
Подробности: http://www.izvestia.ru/projects/mgimo/2010/